КОНСТИТУЦИОННЫЙ ДОГОВОР (КОНСТИТУЦИОННО-ДОГОВОРНОЕ ПРАВО)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ДОГОВОР (КОНСТИТУЦИОННО-ДОГОВОРНОЕ ПРАВО)
- соглашение двух или нескольких субъектов конституционного права, имеющее общенормативное значение. К.д. представляет собой разновидность публичных нормативных договоров, заключаемых федеральными органами государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ либо органами государственной власти субъектов Федерации между собой. Российской конституционной практике известны три вида таких договоров: федеративный договор, внутрифедеральные и международные договоры. Федеративный договор - это договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенный 31 марта 1992 г. и инкорпорированный в действующую Конституцию РФ (частично), конституции (уставы) субъектов РФ. Федеративный договор является тем источником, с которым действующая Конституция связывает регулирование федеративных отношений. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 11) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Внутрифедеральные договоры РФ - это двусторонние или многосторонние нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ либо соглашения между субъектами Федерации. Соглашение о передаче полномочий представляет собой разновидность публичного договора, заключаемого по поводу передачи (делегирования) полномочий. Такие соглашения заключаются между федеральными и региональными органами власти, а также между региональными структурами (к примеру, между правительством республики и ее национальным банком, межрегиональными ассоциациями и др.). Международный договор - это ратифицированный Государственной Думой договор, содержащий нормы конституционного права.

Договорные нормы (договоры, соглашения) обладают меньшей юридической силой по отношению к нормам федерального законодательства. На практике же договоры о разграничении предметов ведения и полномочий и соответствующие соглашения нередко подменяют собой нормы федерального законодательства, входят в противоречие с ними. Юридическим механизмом ограничения такого развития договорного права служат положения Федерального закона от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно ст. 17, 18 Закона предметами договора могут быть вопросы: а) конкретизации предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; б) определения условий и порядка осуществления разграниченных договором полномочий; в) установления форм взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора, а также иные вопросы, связанные с исполнением положений договора. Соответственно предметами соглашений могут быть: а) передача осуществления части полномочий; б) условия и порядок передачи осуществления части полномочий; в) материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; г) формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; д) иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Эти законодательные новеллы призваны свести до минимума число разновидностей договоров и (особенно) соглашений, предотвратить неконтролируемое создание новых форм договорного регулирования в противоречие с федеральным правом.

(В.Ч.)


Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. . 2002.